Как же можно жить, если ни во что не веришь? Тогда ты уж не попируешь ― и не только в раю, а где бы то ни было, ― как бы ни ломился твой стол от яств. Только вера и творит чудеса.
Цитаты из произведения: Человеческая комедия
50 цитат…у меня, по-моему, совсем нет никаких манер. Я поступаю так, как считаю правильным и как я должен поступить. В школе, верно, я иногда дурачусь, но совсем не для того, чтобы причинять учителям неприятности. Просто так получается. Люди бывают такие грустные или растерянные, всё в мире происходит так медленно или неправильно, что мне иногда просто необходимо сказать что-нибудь смешное.
…много лет я себе твердил: «Дай мне встретить хоть одного не испорченного обществом человека, тогда и я смогу стать чистым, тогда и я смогу верить и жить».
Я не мог поверить, что человек может быть хорошим, ― тогда все мои представления о мире, о людях оказались бы ложью, пропала бы моя уверенность в том, что род людской безнадежно испорчен, что в мире нет ни единого существа, достойного уважения, достойного зваться человеком. Ведь я долго презирал не только великих мира сего, но и униженных, а вот за тысячи миль от дома, в чужом городе, вдруг нашел хорошего человека.
Раньше я любил читать, а теперь это прошло. Мне даже не хочется заглядывать в газеты. Знаю все новости наперед. Повсюду продажность, смертоубийство ― повсеместно, каждодневно, ― и никого на свете это больше не ужасает.
Мне всё равно ― беден мой ученик или богат, католик он, протестант или еврей, белый, черный или желтый, способный или тупой, талантливый или простофиля, лишь бы он был человеком и у него было сердце, лишь бы он любил правду и честь и одинаково уважал бы и тех, кто ниже, и тех, кто выше его. Если ребята в моем классе ― люди, я вовсе не стремлюсь к тому, чтобы все они были на один лад. Пусть отличаются друг от друга сколько угодно, лишь бы в них не было низости.
…Конец этот настал для твоего отца два года назад. <…> Но до тех пор, пока мы живы, <…> пока мы вместе, пока осталось хоть двое из нас и мы его помним, ничто не может отнять у нас нашего отца. У нас могли взять только его оболочку. Ты будешь расти и всё лучше узнавать своего отца, всё лучше узнавать самого себя. Он не может быть мертв, раз ты жив.
Мне хочется, чтобы мои мальчики и девочки старались вырасти людьми хорошими и благородными. Ничем показным меня не обманешь ― ни хорошими, ни дурными манерами. Меня занимает то, что скрыто под этими манерами.
… хочу, чтобы каждый из моих ребят оставался самим собой. <…> Мне очень скоро опротивел бы класс из одних примерных маленьких леди и джентльменов. Я хочу, чтобы дети мои были людьми ― непохожими, особенными, до удивительности неповторимыми.
…вы любите пить, а делать то, что любишь, порою куда полезнее того, что тебе советуют.
Прежде чем ты твердо встанешь на ноги, ты ещё не раз услышишь смех, и не только людскую насмешку, но и глумление судьбы, которая постарается смутить твой дух и потащить тебя вспять. Но я уверена: тебя это не остановит.
…в том, что ты не любишь его, а он тебя, нет ничего противоестественного. Мне хотелось, чтобы он понял: каждый из вас станет настоящим человеком только тогда, когда, несмотря на обоюдную неприязнь, вы будете уважать друг друга. Вот что значит быть культурным… и чему учит нас древняя история.
…умирание причиняет боль, поэтому потерпи. Когда боль умрет, станет легче. Легче и лучше. На это нужно время, хотя всю жизнь, снова и снова, боль будет возвращаться. Но с каждым её новым исчезновением ты будешь всё ближе и ближе к тому прекрасному, что живет в каждом из нас.
Странная вещь, ― обратился к Бесс солдат, прозванный Толстяком, ― но родину начинаешь по-настоящему любить, только когда ей тяжело, в другое время принимаешь её как должное ― вроде папы и мамы.